В своё время предшественник «двадцатки» XA10 произвёл немалый фурор своим появлением на рынке. При управляемости легковушки машина вполне могла похвастаться вменяемой проходимостью по бездорожью и универсальностью, присущей минивенам. В машину было вложено множество усилий и времени, так что не удивительно, что она разошлась миллионными тиражами по всему миру. Однако, ничто не вечно под луной, и всему свойственно меняться, так и в случае с РАВ 4, в 2000 году на рынок выкатили обновлённую версию XA20. Сейчас эта Тойота РАВ 4 с пробегом активно встречается на вторичке. Для тех, кто не может себе позволить новую Тойоту Рав 4, такая машина с пробегом будет неплохим вариантом для покупки.
Техническая часть
Второе поколение унаследовало ряд основных особенностей, оправдавших себя на предшественнике. Часть комплектаций оснащалась постоянным полным приводом, но в самых базовых вариациях он был исключительно передним. Кузова выполнялись как в пятидверной, так и в трёхдверной вариации, а для европецских автовладельцев появился ещё и дизельный мотор. В целом, технические характеристики Тойоты Рав4 довольно впечатляющие, моторы надежные, достаточно просто вовремя менять масло и фильтр, как правильно делать замену масла, можно посмотреть здесь: https://masllo.com/.
В отличие от первого поколения РАВ 4 XA20 пришлось вступить в борьбу с целым рядом конкурентов, таких как Фольксваген Тигуан, так что, для того, чтобы остаться на плаву, машину оснастили намного более навороченным салоном, улучшили эргономики и исправили ряд недостатков, с которыми раньше автовладельцам приходилось просто мириться. Также подтянули и показатели безопасности. Впрочем, при всех изменениях ХА20 остался достаточно простым и неприхотливым автомобилем.
Кузов снаружи и внутри
Коррозия является проблемой абсолютного большинства внедорожников, однако в случае с РАВ 4 ситуация оказалась очень даже положительной. Кроме того, даже при всех ходовых характеристиках машины, она зачастую используется исключительно в «цивилизованных» условиях без грязи и бездорожья. Высокое качество краски и дополнительная пластиковая защита проблемных участков в таких условиях показывает себя более чем состоятельно, однако и тут не обошлось без слабых мест. Часто у подержанных машин можно встретить ржавчину «морде» под решёткой радиатора и на задней двери. Кроме того, следует всегда обращать внимание на пороги – если их периодически не подкрашивать, то ржавчина появится очень быстро.
Одной из типичнейших неприятностей этой модели является вода, попадающая в багажник. Чтобы этого избежать следует вовремя менять уплотнители задней оптики и регулировать замок двери. Да и на дверные петли тоже стоит обратить внимание – если они поржавели, то идут под замену беспрекословно. В салоне вода также не является редким гостем. Проблема кроется в заглушке-уплотнителе в месте прохода жгута проводов. Примерно за пять лет в наших условиях она подсыхает, из-за чего вода с лобового стекла протекает в салон. При покупке прощупайте коврик на предмет его сухости, загляните под него и проверьте болты крепления переднего сиденья.
К сожалению, многие владельцы Toyota RAV 4 не уделяют машине должного внимания в плане поддержания её чистоты и технического состояния, из-за чего при проверке состояния кузова следует быть максимально внимательными.
Салон
Внутри Тойота Рав 4 с пробегом вы встретите обилие жёсткого пластика, который очень любит стучать и скрипеть. Впрочем, из-за слабой звукоизоляции вы всё равно это не услышите. Большой процент подержанных автомобилей вы увидите уже оснащёнными дополнительной шумоизоляцией. Из «характерных особенностей» можно выделить блок управления электрическими стеклоподъёмниками, который вечно болтается, откровенно слабые дверные замки, люфтящие кнопки в левой панели и баранку, которая облезает не просто быстро, а очень быстро. Кроме того, на старых автомобилях в большинстве случаев вы столкнётесь с забитым радиатором печки.
Штатная аудиосистима… она есть, не более того. Хотите что-то более серьёзное – сразу же выбрасывайте стоковую и устанавливайте нормальную двухдиновую систему, благо сделать это можно без лишних проблем. В остальном можно предъямить некоторые претензии к эргономике и отделочным материалам. Несмотря на то, что в сравнении с первой версией Двадцатка оказалась более комфортной, рослым людям в неё будет всё же не слишком уютно.
Электрические элементы Тойота Рав 4 с пробегом
Если поддерживать сухость в салоне и багажнике (о чём уже было написано выше), то с электрикой на Тойота Рав 4 с пробегом будет всё в относительном порядке. На автомобилях ранних годов выпуска может моросить начинка водительской двери – соединительный жгут не вечен. Генератор обычно протягивает до 150 тысяч пробега, после чего понадобится поменять подшипники и токосъёмники. Вентиляторы на радиаторах охлаждения обычно живут подольше, но тоже не вечны. Штатный аккумулятор особой ёмкостью не обладает, так что лучше его сразу поменять на что-то более серьёзное. Иногда встречаются сбои в работе замков, при чём как по причине механической, так и электрической.
В остальном же начинка оказалась довольно беспроблемной. Однако, учитывая, что большинство Двадцаток сегодня уже находятся в весьма преклонном возрасте, стоит внимательно проверить всё с собой тщательностью.
Подвеска, рулевая система и тормоза
Тормоза в Тойота Рав 4 с пробегом будут любить голову, как минимум вечно закисающими суппортами, а в некоторых случаях и коррозией на трубках. Если тормозные магистрали стоят ещё родные, то вам, скорее всего, придётся их заменить.
Подвеска же, в свою очередь, сумела порадовать своей прочностью и демократичными ценниками на запчасти. В новых автомобилях она свободно проходила до сотни, а то и полутора сотен тысяч на одометре, не вызывая вообще никаких проблем. После этой отметки, в зависимости от темперамента владельца, может понадобиться замена шаровых опор как отдельно от рычагов, так и вместе с ними. А вот ступичные подшипники оказались не настолько долговечными, как хотелось бы. По крайней мере, при замене подвески, стоит обратить внимание и на них.
Рулевое управление проблем не вызывает ещё дольше, чем подвеска. Со временем начинает люфтить рейка, однако ничего более серьёзного не намечается. Лечится обычно заменой сайлентблоков.
Узлы трансмиссии
Система полного привода у Тойота RAV 4 имеет ряд серьёзных отличий от того, что можно встретить на других кроссоверах. Тут работает постоянный привод на все колёса с межосевым дифференциалом, который практически без изменений был перенесён с Toyota Celica. Учитывая в целом не самые мощные силовые установки, порвать трансмиссию можно только при особо малом радиусе кривизны рук. Что же касается ресурса, то тут можно отметить разве что износ опор кардана и ШРУСов. Обслуживание кардана требуется примерно после полутора сотен тысяч километров. А вот ШРУСы можно назвать практически вечными – из строя они выходят разве что при механических повреждениях и недостатке смазки.
Раздатка отличается двумя характеристиками – своей дороговизной и надёжностью. Реальные проблемы с ней начинаются только в случае потери масла или повреждения уплотнительных сальников. Стоит он около 120 тысяч рублей. Короче говоря, чтобы не встрять на деньги – проверяйте узел на наличие масляных подтёков. На переднеприводных модификациях всё намного проще.
РАВ 4 на механике встречается достаточно редко, так как основная их масса поставлялась с автоматом. Механика проблем не преподносит если следить за маслом и не слишком активно перетыкать передачи. Что же касается автоматики, то она тут заслуживает отдельной похвалы. Устанавливаемая на автомобиль коробка U140 уже давно считается одним из эталонов в своём классе. Есть, впрочем, и пара слабых мест, которые требуют внимания, а именно: передняя планетарка и задняя крышка. При условии исправности «мозгов», наличия масла и отсутствия перегревов коробка не будет о себе напоминать до пробега в 300 тысяч, как минимум.
На больших пробегах можно обнаружить разбитие посадочного места под барабан, из-за не самой удачной конструкции компрессионного кольца. Злоупотребляя слишком быстрыми стартами с педаль в пол, можно приехать на убитые накладки блокировки гидротрансформатора уже к 200 тысячам километров. Наиболее распространённой проблемой с коробкой на РАВ 4 является неисправность блока управления. Чаще всего, они связаны с потерей контакта на местах холодной пайки, также можно встретить глюки прошивки и повреждение дорожек на схемах из-за вибрации. В целом, электроника любит голову активнее, чем механическая составляющая.
Силовые установки
Основные моторы, которые встречаются на Тойота Рав 4 с пробегом, это хорошо знакомые многим 1AZ—FE и 2AZ—FE на 2 и 2,4 литра соответственно. Также можно встретить машины с моторами 1ZZ—FE на 1,8 литра, а также дизельными агрегатами 1CD—FTV.
AZ-ки хоть и отличаются по рабочему объёму, в эксплуатации оказываются практически идентичными. Первые их версии имели весьма пакостное свойство разбивать резьбу в блоке цилиндров. Это приводило к потере герметичности стыка блока и башки с выдуванием уплотнителя. На сегодняшний день шансы столкнуться с этим близятся к нулю, так как резьба усиливалась как во время отзывной компании, так и при текущих ремонтах.
Радиаторы надёжностью похвастаться, увы, не могут, с завидной частотой теряя соты, однако, главным источником головной боли в системе охлаждения являются водяные помпы. Замена насоса проводится с частотой раз в полста тысяч. Утечка масла через датчик давления и систему вентиляции встречаются достаточно часто. Одновременно с этим страдает и дроссельная заслонка вместе со впускным коллектором, на которых оседает слой грязи. Так что после пробега примерно в 200 тысяч не лишним будет прочистить весь впуск, за одно проверив состояние всех уплотнителей.
Цепь привода ГРМ Тойота Рав 4 с пробегом живёт в пределах от 150 до 300 тысяч километров, что является весьма пристойным показателем. Впрочем, фазовращатель до такого пробега может и не дожить, а уж что касается гидронатяжителя, то он тут вообще входит в разряд расходников. В целом же, эта пара моторов весьма надёжна и не доставляет особых проблем без причины. По надежности все примерно также, как и в Тойоте Тундре.
1ZZ—FE, объёмом 1,8 литров от старших братьев отличается весьма заметно. Многие сходятся на том, что он является худшим из относительно современных моторов от Тойота. Целых четыре года с момента выпуска двигателя производитель не мог поборот проблему высокого расхода масла из-за залегающих маслосъёмных колец на поршнях. В 2003 году было принято кардинальное решение, и поршневую группу заменили целиком, однако сегодня ещё можно встретить жрущие масло ZZки. Кроме всего прочего, в случае любого перегрева блок цилиндров нещадно вело. Цепи привода ГРМ тоже не так хороши, так что до 150 тысяч доживали далеко не каждые. Перескоки через зуб вполне можно было встретить уже на сотне тысяч.
Дизельную Тойота Рав 4 с пробегом покупать тоже не рекомендуется даже при наличии «колодца с солярой» прямо под боком. Кроме высоких требований и общей капризности топливной системы, дизель показал ещё и недостаточную прочность башки. Нередки случаи растрескивания перегородок между клапанами, особенно при высоких нагрузках. Турбина с регулируемой геометрией требует регулярной тщательной чистки, а при замене или ремонте влетит в копеечку. Форсунки оказались излишне требовательными к качеству топлива. В общем, двигатель стал ещё одним поводом пожаловаться на форумах тойотоводов.
В качестве заключения
Если вы ищете надёжный автомобиль, который не принесёт слишком много «головняка», то РАВ 4 станет неплохим вариантом. Он неплохо себя зарекомендовал как при городской эксплуатации, так и при езде по пересечённой местности. Впрочем, к управлению на постоянном полном приводе надо некоторое время привыкать. К слову, советуем поискать автомобиль, который был оснащён системой ESP.
Тойота Рав 4 с пробегом гниёт достаточно неохотно, при должном внимании к деталям, редко любит голову электрикой, моторы ресурсные и ремонтопригодные, а автоматическая коробка в принципе одна их лучших в классе. По ценам ситуация сложилась таковая, что за Равку 15 летней давности можно заплатить как за другую машину в возрасте лет на семь меньшем. С другой стороны, Тойота ещё относится к тому поколению машин, которые были рассчитаны на продолжительную эксплуатацию, в отличие от более новых моделей.